Психолог, коуч, психотерапевт Юлия Ушакова

Кейс: "Отгоревать потерю"

Жалоба: погиб сын в возрасте 15 лет.

Клиент – женщина, 36 лет, замужем.

В процессе беседы прояснили общий запрос на все занятия: справиться с потерей сына, облегчить страдания.

Встречи проходили неравномерно по времени, в среднем – 1 встреча в неделю. Каждая встреча по 1,5 часа. Всего 5 встреч. Работали в скайпе.

До этого она занималась с другими психологами,  занятия не помогли ей.

На момент обращения прошло несколько месяцев с дня смерти сына.

В основном, все  наши занятия проходили в форме беседы.

На первом занятии основной задачей было прояснить, чем именно я могу помочь. Пришли к тому, что все ее чувства естественные и  закономерные. Я могу лишь оказать помощь в том, чтобы все этапы горевания прошли своим естественным путем, не блокировались, а имели «правильный»  выход.

Я рассказала, что важно позволять себе чувствовать боль утраты, позволять себе плакать, делиться своими чувствами с теми людьми, которые были знакомы с ее сыном. До этого ей рекомендовали все держать в себе, ни о чем не рассказывать и клиентка удивилась, что оказывается, следует говорить о своей утрате  и позволять себе переживать боль потери.

Отпустить эмоционально потерюНа втором занятии клиентка рассказала подробности обстоятельства смерти сына. Обозначила, что такую полную историю произошедшего она еще никому не рассказывала. Рассказывать ей было тяжело. Я ее поддержала словами, сказала, что переживая эту боль потери таким образом (при рассказе о сыне), с каждым разом боль будет становиться меньше. Привела в пример метафору с коробочкой: коробка полна болью и если ее держать закрытой, то боль будет оставаться внутри, но если ее время от времени открывать и «высвобождать» боль, то коробочка будет постепенно пустеть. И если коробочка сама по себе никуда не денется (т.к. смерть ребенка невозможно забыть), то ее наполнение станет гораздо легче.

Ближе к завершению занятия я предложила клиентке пересматривать фотографии сына в присутствии людей, которые его знали (его друзей, например), делиться с ними воспоминаниями о нем. Не бояться рассказывать о своем сыне общим знакомым, его друзьям (с ними сохранилось общение), не держать свои чувства замороженными внутри себя, позволять им проявляться. Все это поможет в итоге облегчить страдания, пережить горе утраты.

К следующему (третьему) занятию не происходило никаких существенных изменений у клиентки. Я предложила рассказать о сыне что-то. Клиентка сомневалась: а зачем, а что это даст? Я объясняла, что эти воспоминания помогут ей высвободить боль утраты, напомнила про «коробочку с болью». Большую часть занятия она говорила о своем сыне и своих чувствах к нему, озвучила мысли и чувствам  к обстоятельствам его смерти.

Клиентка просила порекомендовать какую-то литературу или фильмы для нее и ее ситуации. Мне вспомнился только один фильм: «Куда приводят мечты». На следующее занятие клиентка сказала, что посмотрела этот фильм, он дал ей надежду на что-то позитивное в жизни. Мы немного поговорили про фильм и ее чувства и мысли, когда она его просматривала.

Клиентка отметила, что пробовала говорить о сыне с их общими знакомыми, с его друзьями. Ей стало совсем немного легче. Но ее тревожит, что не может посещать какие-то места в городе, где они вместе были часто. Я предложила не избегать эти места, а ходить туда  с кем-то,  желательно с общими знакомыми. Объяснила, что это поможет встретиться с реальностью, в которой нет сына и пережить горе утраты. А компания даст чувство, что она не одинока.

Техниками дистанционирования мы проработали воспоминания об  обстоятельствах смерти сына. Больше всего ей понравилось упражнение «Сейф», когда воспоминание можно спрятать и вернуть по своему желанию. Также техниками КПТ проработали сон, в котором ей приснился сын.

На четвертом занятии клиентка сказала, что старается говорить о своем сыне с другими людьми, с его друзьями, бывала в некоторых местах, значимых для них обоих. Отметила, что это все больно, но со временем все-же становится немного легче.

В этот раз клиентка отметила, что мелочи ей напоминают о сыне и ей не верится, что его нет. Я предложила изменить какие-то детали в повседневной жизни. Например, поменять что-то местами на кухне, сделать пробор в  волосах в другую сторону, вешать полотенце в другом месте и т.п. Все это делать для того, чтобы включалось осознавание того, что что-то изменилось, нужно перестраиваться к другой жизни. К тому же, переключение внимания  позволит думать о текущем моменте и отстраняться от крутящихся мыслей о сыне.

В этой встрече снова говорили о сыне, о том, кем бы он мог стать, как бы сложилась ее жизнь, если бы он был бы жив, чем бы это отличалось от ее текущей жизни.

Говорили о том, что именно ей помогает справляться с горем. Обсуждали, что из моих рекомендаций ей подходит и помогает. А что совсем не подходит.

Пятое занятие было с отрывом более 2 недель. Клиентка отметила, что чувствует себя лучше, настроение более приподнятое, появляется какой-то смысл в ее жизни. Но все-равно даты, праздники, годовщины переживаются особо тяжело. Я согласилась с ней, что так и должно быть. Я в очередной раз напомнила ей, что ее горе особенное, т.к. она мама и потеряла ребенка. Это ее исключительная связь и ее особая боль потери. Никто из других людей не может точно так же горевать по ее сыну, как она.

В этот раз клиентка больше говорила о том, как живет сама, о своей жизни, а не о сыне. Она отметила, что стали чаще сниться сны о сыне. Я предложила ей пробовать рисовать сны и все неприятные, болезненные воспоминания. Если  рисунки получатся мрачными, то перерисовывать их один в один, но использовать только 4 цвета: голубой, желтый, зеленый и белый.

Таким образом, все 5 занятий сводились к тому, чтобы клиентка позволяла  себе проявлять боль потери и при этом  чувствовать, что она осталась не одна в этом мире, а есть другие люди, которые поддерживают ее. Клиентка многие мои рекомендации старательно выполняла. В конце занятий она отметила, что у нее произошли значительные изменения в мыслях и чувствах по сравнению с самой первой нашей встречей в скайпе, на которой было много недоверия. Тем не менее, часть боли еще осталось, которую нужно прожить. На последнем, пятом, занятии я отметила, что у клиентки «запустился» здоровый процесс горевания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить